Основы конструирования
работают в тесном творческом контакте и когда каждый из них
хорошо понимает задачу другого и её значение .
Цель изучения Основы Художественного Конструирования – получение минимальных теоретических знаний в области дизайна .
Мы рассмотрим такие вопросы :
элементы инженерной психологии и эргономики ;
основы композиции и цветоведения ;
элементы промышленной эстетики .
Техническая эстетика – теория дизайна , изучающая особенности художественной деятельности в сфере техники . Эта отрасль общей эстетики обобщает практику массового изготовления орудий труда (станков , машин ) и других предметов , сочетающих в себе утилитарные (практически полезные ) и эстетические качества , т.е. – законы красоты , действующие в промышленном производстве .
* é Эстетика ( общая) – наука об [ национально , классово ,] исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей , их создании , восприятии , оценки и освоении . Это– философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты º û
º теория искусства .
Инженерная психология – отрасль психологии , изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники .Данные этой науки используются для проектирования , производства и эксплуатации систем «человек– машина» и систем «человек–машина–среда».
Эргономика ( от греческого ergon – работа и nomos – закон ) – научная дисциплина , комплексно изучающая человека ( группу людей ) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности с использованием технических средств . Цель Эргономики – оптимизация предметного содержания , орудий , условий и процессов труда , повышение привлекательности и удовлетворенности трудом .
Промышленная эстетика ( искусство ) – весь предметный мир , создаваемый человеком средствами промышленной техники по законам красоты и функциональности .
Элементы Промышленной эстетики :
промышленный интерьер ;
промышленная графика ( товарные и фирменные знаки ) ; реклама; тара и упаковка .
Система « Человек – машина » [ «Человек–машина–среда»] .
Человек ( человек– оператор ) занимает основное место в управлении созданной им техникой . Технические средства помогают человеку усиливать его возможности с точки зрения физической силы , скорости действия Є производительности труда .
Ведущий принцип организации взаимодействия в системе « Человек–Машина » – ориентация на человека , как субъекта труда и творчества , с целью наиболее полного и рационального использования его интеллектуального и творческого потенциала . Т.О–М.– средство поддержания профессиональной деятельности человека : « Машина – для человека , а– не человек для машины !!! » .
NB
║
Научная и практическая задача организации систем «Человек–Машина–(Среда)» состоит в рациональном распределении и согласовании функций между Человеком и Машиной при сохранении ответственности за Человека !
Эту задачу решает Инженерная психология . При этом Человек–Оператор рассматривается в первую очередь
не как звено системы , а именно как живого человека , обладающего такими свойствами , как :
восприятие ;
внимание ;
скорость реакции ;
память , мышление , потребность в общении ;
емкость и долговременность ;
образность и гибкость оперативного мышления и т.д.
В инженерной психологии рассматривают :
сенсорный вход ( органы чувств , или рецепторы человека ) и моторный выход (двигательный или эффекторный аппарат человека) Человека–Оператора ;