Детали Машин
18.Конические зубчатые передачи.
Геометрия конического зацепления
de – внешний делительный диаметр
dae – внешний диаметр вершин зубьев
dfe – внешний диаметр впадин зубьев
dm – средний делительный деаметр
Rm – среднее конусное расстояние
Re – внешнее конусное расстояние
b – высота зуба
h – ширина зуба
δ1, δ2 – углы начальных конусов
Конические передачи применяют, когда оси валов пересекаются под прямым углом, профиль зубьев может быть эвольвентным или круговым:
– Прямозубые передачи применяются при окружных скоростях до 5 м/с
– Передача с круговыми зубьями обладает большой нагрузочной способностью, обеспечивает плавное зацепление и менее шумное в работе. Более технологичны в изготовлении.
Угол наклона зубьев на длительном диаметре β=35˚
;
Основные размеры зубчатых колес.
1. Внешний делительный диаметр
de1 = me·z1
de2 = me·z2
2. Внешний диаметр вершин зубьев
da1 = de1 + 2me·cosδ1
da2 = de2 + 2me· cosδ2
3. Внешнее конусное расстояние
4. Среднее конусное расстояние
Rm = Re – 0,5b
5. Средний окружной модуль
, где
me – внешний торцевой окружной модуль
Для зубчатых колес с круговым зубом его обозначают, как mte. Округляются до стандартного числа.
6. Средний делительный диаметр
dm1 = m·z1
dm2 = m·z2
7. Передаточное отклонение передачи
;
; – передаточное число
19.Силы в зацеплении конических колес.
Fn – нормальная сила в зацеплении
Fe – окружная сила
Fr – радиальная сила
Fa – осевая сила
При определении усилии в зацеплении нагрузку распределенную по ширине зубчатого венца это заменяют сосредоточенной силой Fn
Радиальная сила:
20.Червячные передачи
Червячная передача – это передача с перекрещивающимися осями.
Состоит из винта червяка и червячного колеса
Преимущества:
1.Плавность и бесшумность работы
2.Возможность получения больших передаточных отношений (особенно вне силовых передач u=1000)
3.Возможность самоторможения передачи за счет сил трения в червячной паре
Недостатки:
1.Низкий КПД
2.Значительное выделение тепла в зоне передач
3.Интенсивное изнашивание и склонность к заеданию
4.Необходимость применения для венцов червячных колес дорогих антифрикционных материалов
5. Повышенные требования к точности сборки
Применение:
При небольших и средних мощностях (50-150кВт)
При окружных скоростях до 25 м/с
Классификация червячных передач.
1.По форме внешней поверхности червяка
а) цилиндрический
б) глобоидальный
Глобоидальные червяки сложнее в изготовлении, имеют высокий КПД, более надежны и долговечны.
2.По расположению червяка различают с верхним, нижним и боковым расположением.
С нижним расположением применяется при м/с (это обусловлено тем, что при большей скорости масло будет вытекать, пенится и не поступать в трущиеся пары)
3.По числу витков червяка
Резьба червяка может быть одно и многозаходной, правой и левой.
z1=1,2,4(с кол-вом витков)
4.По профилю резьбы
В зависимости от способа нарезания червяка:
a) архимедов червяк;
б) конвалютный червяк;
в)эвольвентный червяк;
г)спираидальный червяк;
д)тороидальный червяк.
Изготовление червяков
Червяки могут быть нарезаны на
токарно-винторезном станке
или модульной фрезой.