Детали Машин
Червячные колеса чаще всего нарезают червячными фрезами с более высоким профилем и острыми кромками.
21.Геометрия червячных передач
- угол профиля червяка равен 20˚
Шаг резьбы червяка связан с числом заходов по формуле
,
где z1-число заходов
Угол подъема винтовой линии червяка на делительной окружности:
, где q-коэффициент делительного диаметра
d1=m·q , где d1-делительный диаметр
1.Делительный диаметр
d1=q·m
d2=m·z2
2.da1=d1+zm=m(q+2)
da2=d2+2m=m(z2+2)
3.df1=d1-2,4m=m(q-2,4)
df2=d2-2,4m=m(z2-2,4)
4.aω=m(q+z2)
5.Ширина нарезанной части червяка
при z1=1;2
b1≥(11+0,06·z2)m+Δ
при z1=3;4
b1≥(12+0,09·z2)m+Δ
при m<10 Δ=25мм
m=10…16 Δ=35…40мм
m>16 Δ=45…50мм
6.Ширина венца колеса
z1=1;2;3 b2≤0,75·da1
z2=4 b2≤0,67·da1
7.Условный угол обхвата червячного колеса на диаметре d'=da1-0,5m
8.Наибольший диаметр червячного колеса
;
9.Передаточное отношение
;
;
Т.к. углы подъема винтовой линии червяка равны 5-15˚, то в червячных передачах при тех же габаритах, как и цилиндрических передаточное число больше в 6-12 раз.
22.Скольжение в червячных передачах.
Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса, причем скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.
-окружная скорость червяка
-окружная скорость червячного колеса
-скорость скольжения
; (находится по формуле, через угол наклона по винтовой линии)
Из соотношения видно, что большое скольжение в червячных передачах приводит к быстрому изнашиванию зубьев червячного колеса, увеличивает склонность передачи к заеданию для предотвращения заедания передачи венцы червячных колес изготавливают из антифрикционных материалов.
23.Усилия в зацеплении червячных передач
;
;
(направление данных сил такое же как в конических передачах)
Т.к. осевая сила на червяке может иметь большие значения, а вал червяка имеет небольшой диаметр, то опору червяка воспринимающую осевую силу достаточно часто конструируют из двух подшипников.
Формула проектного расчета:
kн=1
kн=1,1…1,4
24.Зубчатые редукторы.
Зубчатый редуктор – механизм предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов, обычно выполняется в виде отдельных агрегатов и передает мощность от двигателя к машине при u£6,3
применяют одноступенчатые цилиндрические редукторы.
u=
Редуктор состоит из корпуса литого чугунного или сварного стального, в котором расположены элементы передачи.
Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточным числом от 8 до 40.
Двухступенчатый цилиндрический редуктор по развернутой схеме.