Вязание
"НЕТАЮЩИЙ УЗОР ПУХОВОГО ПЛАТКА"
Удивительные люди народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, изо льна, железа и серебра они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани - глядишь на них и глаз не оторвать: до чего же хороши.
Своеобразной визитной карточкой Оренбуржья стал пуховый платок. Рожденный жизненной необходимостью в одну из суровых Оренбургских зим, за два с лишним столетия он прошел путь от простого теплого платка, защищающего в непогоду, до ажурной невесомой "паутинки", согревающей душу не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
Красив Оренбургский платок. Глянешь на него - словно покрывало снежной королевы: белый, чистый, прозрачный, узоры на нем так и играют. А уж до чего тепел да приятен - этого словами не сменишь, самой надо поносить.
Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, при этом пели песни.
Но прежде чем приступить к вязанию, вязальщицы берутся за пух. Выбирают из него волос, раздергивают, расчесывают на гребенке, очищая от мелкоты и перхоти - в общем, обрабатывают, пока он не превратится в длинные пушистые волокна.
Затем прядут - тоже тонкая непростая работа, особенно, если для ажурных платков, потом "ссучивают", то есть скручивают пуховую нить с основой - шелковой нитью. А уж потом садятся и вяжут. Вяжут и поют.
Какая женщина не мечтает о этой диковинке из пуха, тепле и нежности, от которой светлеет и радуется душа, охваченная трепетным удивлением и несбыточной благодарностью.
А теперь окунемся немного в историю: первый Оренбургский платок связала в 1770 году Алена Денисьевна Рычкова, жена Петра Ивановича Рычкова известного русского историка и экономиста, выдающегося исследователя Оренбургского края.
Но шарфы и поддевки из козьего пуха давно уже были в обиходе у коренный жителей здешних мест. Сделаны они были сплошной "глухой" вязкой, хорошо держали тепло пронизывающем, зимнем ветру, но вид их был грубоват и непривлекателен. С легкой и доброй руки Алены Денисьевны, реформировавшей этот народный промысел, удивительному искусству вязать ажурные шали с художественным орнаментом выучились многие казачки из окрестных станиц, а потом, переходя из двора во двор, из селения в селение, это рукоделие распространялось по всему краю, а сам платок стал неповторимой достопримечательностью Оренбуржья.
Первые исследователи промысла считают 15 век датой рождения пуховязания, к сожалению то далекое время не оставило нам каких-либо фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые племена калмыков, населявших юго-восточные степи Урала.
Итак, первым исследователем зарождающегося промысла принято считать Петра Ивановича Рычкова.
Во второй половине 19 века стали появляться Оренбургские платки на международных столичных выставках. В архиве музея изобразительных искусств сохранились документы конца 19 века - каталог Всероссийской промышленно - художественной выставки, бывшей в 1882 году в Москве. В нем значатся имена оренбургских мастеров, среди которых несколько вязальщиц.
Во второй половине 19 века лучшими мастерицами считались послушницы женского монастыря в самом Оренбурге.