Вязание
В промысле, уже начиная с 19 века, существовало разделение труда. Так лучшими пряхами считались татарки.
Казачки часто нанимали их и считали чрезвычайно важным, чтобы весь пух был спряден одной мастерицей. Вязали же платки искусней всего казачки. Со второй половины 19 века; кроме пряжи ручного прядения, стали использовать машинную. Платки, связанные из такой пряжи, были тяжелее и плотнее чисто ручных и пользовались особым спросом в Сибири, хотя в магазинах Петербурга и Москвы их охотно приобретали. По данным 1908 г. Только в трех отделах казачьего войска насчитывалось 12470 вязальщиц (сейчас их на всей области 10500). За один только год ими было связано 35880 платков. Лучшим считали киргизский пух, на втором месте башкирский и каргалинский. Причем серый пух дороже белого. Часто пух подкрашивали, чтобы подороже его продать. Но знатоки отличали крашеный пух от натурального серого пуха. О значении промысла казачьих семей писали: "Все женщины из дохода от платков сами себя одевают и обувают круглый год женихов".
С 1926 года производство платков организуется в артели. В 1930 году начинает работать в стране первая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. В 1938 г. Все артели были объединены в облтрикотажпромсоюз, который в 1960 г. переименовался в Комбинат оренбургских пуховых платков.
Нельзя не сказать об Оренбургском пуховом платке, как о произведении искусства, который поражает своей красотой и разнообразием рисунков и орнаментов. Композиционный строй узора, ассоциативные названия традиционных рисунков передают своего рода реальную картину мира. В узорах и орнаментах мастерицы отражают окружающею природу, особенности своего быта. Уже один перечень названия традиционных Оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: "ягодка", "змейка", "пшенка", "горох", "мушки", "соты", "рыбки", "пилки", "косорядки", "корольки", "кошачьи лапки", "деревце" и т.д.
Огромное значение Оренбургский пуховый платок сыграл в творчестве деятелей культуры и искусства нашего края.
Оренбургский государственный академический русский народный хор является ярким исполнителем народных, казачьих песен. Лучшими номерами хора являются старинные песни, услышанные и записанные в казачьих станицах, много раз спетыми Оренбургскими пуховницами. Песню Г.Пономаренко на слова В.Бокова "Оренбургский пуховый платок" Женская группа хора поет свободно, с трепетной нежностью, на одном дыхании. Вот что написала об этом пресса: "Чуть подвинут темп, своя, какая-то особая, будто детская манера исполнения, и песня становится картиной: представляется теплый уют избы и девушка - ласковая, хлопотливая, а тихое звучание хора - как снег и морозная россыпь на окнах, подсказавший узор белому кружеву Оренбургских платков, накинутых на плечи девушек".
Своеобразно отразила в своем творчестве Оренбургский пуховый платок художник Алла Васильченко, член Оренбургского союза художников с 1993 г.
Изучив технику платка, его узоры, орнамент, художница поняла, что - пуховый платок - и есть предмет ее исканий. Трансформация платка в необычные ажурные картины произошла не сразу. Долгие и сосредоточенные поиски привели к созданию новой формы, получившей статус декоративного панно.