Кирпичная кладка, виды кладок
З. МЕЛКОБЛОЧНАЯ КЛАДКА ИЗ КАМНЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ .
Кладка из керамических, силикатных, бетонных и природных камней. Применяемые для кладки стен мелкоштучные камни по своим размерам заменяют несколько стандартных кирпичей, что вносит некоторые особенности в процесс их укладки. Кладку из керамических камней с поперечными сквозными щелевидными пустотами выполняют с применением однорядной перевязки (рис. VIII 7,а). Чтобы раствор не затекал в сквозные щели, его подвижность при образовании горизонтального шва не должна превышать 7 . . 8 см.
В кладке из пустотелых силикатных и бетонных камней и из сплошных природных камней перевязывают поперечные вертикальные швы тычковыми рядами не реже чем в каждом третьем ряду. Камни с несквозными пустотами кладут отверстиями вниз? или вверх. Во втором случае, чтобы раствор не проваливался, пустоты заполняют изоляционным материалом. Для кладки тычкового ряда камни укладывают на длинное ребро, для ложкового — стоймя. После нанесения раствора на горизонтальную постель кладки и на верхние поверхности камня его поднимают двумя руками, поворачивают на 90° и укладывают на раствор, плотно прижимая к ранее уложенному камню и осаживая нажимом рук.
Кладку из искусственных и природных камней ведут звеньями «двойка» в составе каменщиков IV и III (II) разрядов. Сначала выкладывают наружную версту, затем забутку, а после этого — внутреннюю версту. При кладке с одновременной облицовкой лицевыми камнями целесообразно применять звенья «четверки». Первые два каменщика устанавливают облицовку, а вслед за ними два других ведут кладку. Кладку камней с засыпкой пустот ведут звенья «тройка». В них один рабочий засыпает пустоты.
Кладка из грунтобетонных блоков и самана. Из грунтобетонных блоков и самана выкладывают здания высотой до двух этажей. Толщина стен в 1 .1.5 камня. Для перевязки швов чередуют кладку тычковых и ложковых рядов.
Кладку фундаментов и цокольную часть стены из грунтобетонных блоков выполняют сплошной на растворе марки 10 .25. Наружные стены можно возводить с применением колодцевой кладки на растворе марки 10. Колодцы засыпают шлаком или сухим просеянным грунтом, перемешанным с соломенной сечкой и известью-пушонкой, с уплотнением ручными трамбовками. Через каждые 500 .600 мм по высоте устраивают растворные диафрагмы. Сплошную кладку из грунтобетонных блоков выполняет звено «двойка». Для колодцевой кладки целесообразно применять звенья «четверка» с разделением труда между членами звена так же, как при кирпичной кладке. Засыпает колодцы звено подсобных рабочих.
Кладку стен из саманных блоков ведут на глинопесчаном растворе 1 : 1 .1 : 1,5 с добавкой 0,5 части соломенной сечки. Перевязку швов осуществляют по однорядной системе.
4. КЛАДКА ИЗ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ
Бутовая кладка. Выполняют ее из бутового камня неправильной формы — бута. Для лицевых поверхностей кладки выбирают постелистые камни, имеющие приблизительно параллельные грани. Различают два способа производства бутовой кладки: «под лопатку» и «под залив». Для производства каменных работ необходимо бесперебойно поставлять на строительную площадку раствор, кирпич и другие материалы. Все транспортные процессы выполняют с применением комплексной механизации, при минимальных затратах ручного труда.
Транспортирование каменных материалов. Для транспортирования кирпича и мелких блоков на строительную площадку используют бортовые автомобили, а также тракторы с бортовыми прицепами. Доставленный на площадку стеновой материал разгружают на приобъектном складе в зоне действия крана на, установленного для возведения объекта, или подают непосредственно на рабочие места каменщиков.
Комплексная механизация доставки стеновых материалов осуществляется на основе контейнеризации с предварительной укладкой отдельных камней в пакеты. Кирпич и мелкие блоки выкладывают на поддонах с перекрестной перевязкой или в «елку» (рис. VIII.8,а,б). Пакеты с перекрестной перевязкой проще в укладке, но при перевозке менее устойчивы. Чтобы пакеты не рассыпались в пути (по проселочным грунтовым дорогам), в кузове автомобиля устраивают крепление. Грузят пакеты на складах заводов-изготовителей и разгружают на объекте специальными инвентарными захватами. Прямо с автомобиля пакеты можно подавать непосредственно на рабочие места каменщиков.
Более эффективен бесподдонный способ доставки стеновых материалов, но для его применения необходимо кузова автомобилей и прицепов оборудовать специальными зажимами для крепления укладываемых пирамид кирпича. Подготовленные на заводе-изготовителе пирамиды грузят на автомобиль и выгружают на объекте с помощью крана, оснащенного специальным захватом рычажного типа. В нижней части он имеет обжимные балки с резиновой отделкой, которые при подъеме захвата плотно прижимаются к нижнему ряду кирпичей. В кузове автомобиля пакеты раскрепляют. Для раздвижки пакетов при их выгрузке на днище кузова предусматривают устройства из стальных листов, которые с помощью наружной шестеренки можно передвигать вместе с уложенными на них пакетами кирпича. Передвигают пакеты также с помощью крана, для чего в кузов автомобиля их укладывают на инвентарные поддоны.