Контроль качества
10. документирование качества, оформление необходимых бумаг,
11. анализ качества и принятие соответствующих мер;
12. внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;
13. обучение персонала.
5.Оценка уровня качества продукции
Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.
Цели оценки
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
ü прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
ü планирование повышения качества и объемов производства;
ü обоснование освоения новых видов;
ü выбор наилучших образцов;
ü обоснование целесообразности снятия с производства;
ü аттестация качества;
ü обоснование возможностей реализации за рубежом;
ü оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
ü контроль качества;
ü стимулирование повышения качества;
ü анализ динамики уровня качества;
ü анализ информации о качестве и др.
Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.
На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.
На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.
На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции 'и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.
Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:
§ качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;
§ оцениваемую продукцию следует отнести к высшей или первой категории качества.
Методы определения значений показателей качества продукции
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.