Контроль качества
Цена соответствия включает в себя расходы на обнаружение или предотвращение брака, на испытания и тестирование, обучение и подготовку кадров, составление отчетов и т. д. Она составляет примерно 25% общих затрат по обеспечению качества или 5-6% объема товарооборота фирмы.
Согласно выводам ведущих европейских специалистов затраты, связанные с тем, что работа не была выполнена правильно с первого раза, составляют в среднем для их машиностроительных предприятий не менее 20% от суммы продаж. Для наших же предприятий этот показатель, получивший название «цены несоответствия», значительно выше.
Показатели и цена качества дают возможность определить качество продукции. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда прикидывает, соответствует ли цена изделия тому набору свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие рассчитано на длительный срок службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым видам (оборудование, машины, агрегаты и т. п.) и существенно превосходят продажную цену изделия.
Подэкономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:
Копт=Q/Cs где:
Копт - экономически оптимальное качество;
Q - качество изделия;
Cs - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т. е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т. е. прироста единицы качества изделия на рубль затрат.
4.Системы управления качеством в России
В условиях российской экономики развитие качества все в большей мере начинает определяться конкуренцией. Современные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия, включая взаимодействие с поставщиками и потребителями.
Одним из компонентов системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процессов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.
Система управления качеством должка быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия и соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000. Руководство предприятия должно разрабатывать, создавать и внедрять систему качества как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей.
Системы управления качеством на предприятии должнысодержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему:
1. задачи руководства (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);
2.система документации и планирования;
3. качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);
4. качество во время закупок (юридический уровень документации и контроль за ходом закупок);
5. качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
6.проверка качества (входные проверки, мсжоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
7.контроль за испытательными средствами;
8. тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;
9. качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;