Основы конструирования
Фиолетовый цвет–
особо “благородный“ (одеяния ученых и священников), вызывает печаль.
Черный цвет–
в больших количествах угнетает; очень полезен в небольших количествах, особенно для контрастов.
Белый цвет–
символ чистоты. Если применяется один или с цветами зелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой части спектра–даёт ощущение тепла.
Восприятие цветов зависит от характера (темперамента) человека.
Например, красный цвет действует возбуждающе на холериков – повышает активность. У меланхоликов – это действие едва заметно.
Синий цвет слабо действует на холериков, незначительно снижая их активность, но совершенно подавляет активность меланхоликов, заставляя “уйти в себя“.
Кроме этого, восприятие цветов определяется полом, возрастом, состоянием здоровья и даже профессией человека.
Так, женщины более восприимчивы к яркому, пёстрому цветовому окружению, тогда как мужчины–индеферентны или это их раздражает.
Это же можно сказать о молодых и пожилых людях.
Зелёный цвет хорошо действует на больных, для здоровых его избыток скучен.
Мяснику – красный цвет в обычной обстановке неприятен, так же, как и врачу–белый.
И т.д. и т.п.
Всё сказанное можно представить схематически в виде цветового круга(правда, без поправок на характер, возраст, пол и т.д. ). Цветовой круг симметричен по светлоте относительно оси, проходящей через Ж и Ф цвета.
Выбор цветовых сочетаний может выполнятся на основе,–
–контрастной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов;
–нюансной гармонии с использованием 2х, 3х и более цветов.
Контраст – сочетание цветов, располагающихся в ЦК друг против друга.
Нюанс – сочетание цветов, расположенных рядом в ЦК.
При наблюдении цветных поверхностей (цветовых пятен )
, как и при наблюдении геометрических объектов имеют место цветовые иллюзии
.
Основные ,–изменение цвета при последовательном и параллельном цветовых контрастах.
1 Последовательный
цветовой контраст: при переводе глаз с поверхности одного цвета на поверхность другого цвета(или при наблюдении поверхности через светофильтр) мы видим третий цвет,
отличающийся от двух первых.
Причина – в изменении чувствительности глаза при длительном(12 .20с) наблюдении цветового образа при наблюдении после этого другой по цвету поверхности.
Так, например, при наблюдении зелёной фигуры и последующем переводе взгляда на белую поверхность мы увидим слабую пурпурно–краснуюфигуру ; при переводе на синюю–фиолетовую и т.д.
2 Одновременныйцветовой контраст: светлота и оттенок цветной покраски зависят от характеристик фона: смотреть вкладку.
Не вдаваясь в подробности применения цвета в ХКР , следует отметить, что дизайнеры в настоящее время пользуются теорией согласованных цветов
. Сущность её в том, чтобы дать человеку, работающему в условиях искусственной предметной среды, такое же видение цветов, как и в природе .
Основные рекомендации по выбору цветовых решений.
При этом принято выделять три основные зоны,–
1 –рабочее место;
2 –рабочую зону;
3 –помещение(интерьер)в целом.