Основы конструирования
” характеризуется таким отношением неравных частей , при котором целое
так относится к
большей части (
майору) , как большая часть к меньшей (минору).
Обозначив
Найдя решение уравнения
x2 + ax – a2 = 0, получим
при а=1
Используют и другие закономерности,– арифметическую пропорцию.
H1–H2=H2–H3=H3–H4=a
–® геометрическую
–¯ гармоническую
Масштаб (масштабность)–особый вид пропорционирования объекта по отношению к человеку.
Масштаб – это мера соответствия предмета размерам человеческого тела , выявляемая в процессе непосредственного использования предмета человеком.
Масштабность – это соизмеримость предмета с человеком , предметно-образное восприятие отдельных предметов в их конкретной величине и форме.
Контраст
– противопоставление композиционных элементов изделия в виде формы , текстуры , цвета , светотени и т.п. друг другу.
Нюанс
– постепенное , тонкое и взаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов.
Контраст активизирует форму , и часто определяется функциональной компоновкой изделия. Его следует применять осторожно.
Нюансы формы воспринимаются слабее , почти не зависят от функциональной компоновки и ОПС объекта.
Поэтому они являются , в основном , сферой чисто художественного осмысления формы и материала изделия , имеют богатейшие возможности и сложности реализации.
Метр (метрический повтор) и ритм
– определённые закономерности повторения элементов композиции.
Метр имеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов.
Ритм – закономерное изменение порядка структуры элементов : например, постепенное изменение шага повторов – ритмика.
Тени
определяют собой пластичность (пластику)
формы , под которой понимают её рельефность , скульптурность , мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей).
Недостатки формы можно в какой-то степени скрыть тенями , тогда как свет (блики) безжалостно их выявляют.
Леонардо да Винчи : “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“
Элементы цветоведения.
Цвет широко используется в художественном конструировании.
Цвет характеризуется двумя группами параметров :
– физическими (объективные)
– психологическими (субъективные).
Психологические : светлота , насыщенность , цветовой тон.
Светлота (степень ахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля.
Цвет поверхности , –
* ахроматический
(бесцветный) белый , оттенки серого , черный ;
* хроматический
(цветной) – воспринимается глазом человека только при достаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы)
Яркость– сила света , излучаемого с единицы площади поверхности (формула!!!)
Светлота изменяется медленнее яркости , поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяется разностью
их светлоты , а не яркости.
Цветовой тон