Основы конструирования
2. Целостность композиции
характеризует гармоническое единство частей и целого , органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов .
3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида
характеризуются чистотой выполнения контуров , округлений и сочленений элементов , тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей , чёткость исполнения фирменных знаков и указателей , комплекта Эскизно–технологической документации и информационных ( рекламных ) материалов , устойчивость к повреждениям .
Можно сказать , что внешние поверхности объекта , их отделка и окраска являются основными элементами , создающими его эстетическое восприятие.
При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования :
к форме
1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими :
например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов ; предпочтительная форма – ■ , █ ; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию .
Простая форма облегчает удаление загрязнений .
2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий . При этом учитывают : вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже» .
3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления .
4) элементы внешней поверхности объекта : петли и ручки крышек (люков , дверей ) , крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности . Петли и ручки должны быть тщательно обработаны .
к отделке и окраске
1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции , и не совпадать с окраской помещения ( или окружающей среды ) ;
2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции ;
3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи , светлые – впечатление лёгкости : тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций ;
4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие , предупреждающие цвета ; для движущихся элементов оборудования (столы , салазки ) , подвижных объектов следует применять «растигровку» , которая активизирует окружающих ;
5) органы управления окрашивают в яркие , хорошо различимые цвета ;
6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета ; дверей , люков , откидных панелей – в яркие цвета , чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении ;
7) объекты , излучающие тепло , окрашивают в серебренный или голубой цвета .
На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение .
Основные требования к освещению рабочих мест , (искусственному):
1) предпочтительны индивидуальные светильники , расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 .2000 мм от пола и на расстоянии 150 .200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны ;
2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом ; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ;
3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом , это лучше выявляет фактуру ;
4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади ;
5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ;