Основы конструирования
.
Определения.
Гармоническая целостность формы
– отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением.
Ю.С. Сомов “Композиция в технике” :
Композиция МРС может быть построена контрасте между сложной , насыщенной тенями структурой открытой части : направляющие , элементы суппорта , ходовые и тяговые винты , органы управления различных наружных элементов: оребрений и т.п.
И лаконичными , чистыми объёмами несущей части станины , опор станка и крупных формообразующих элементов : коробки подач и скоростей , несущие стойки , столы и др.
Основное качество – контраст – противопоставление простого и сложного начал.
Соподчинённость элементов
– определяется закономерностями композиции , которые зависят от вида (характера) объекта.
Например : в технологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы , несущие основную нагрузку. Их форма определяется материалами (прочностью и жесткостью).
Лицевая панель сложного пульта управления является фоном , на котором в определённой последовательности и сочетаниях расположены индикаторы и органы управления.
Их форма должна иметь определённую информационную сущность : что наблюдать , как нажать , как переключить.
Поэтому соподчинённость элементов должна базироваться на схеме связей и необходимой последовательности действий управления.
Композиционное равновесие элементов и формы
— такое состояние композиции объекта , при котором все элементы сбалансированы между собой. Зрительная композиционная уравновешенность
.
Композиционное равновесие не есть простое равенство величин, оно зависит от :
– распределения основных масс относительно центра конструкции (ЦК – смысловой центр предмета) ;
– характера организации пространства , определяемого пропорциями и расположением осей , пластикой формы , цветовыми и тональными отношениями.
Классические примеры :
Прибор на стойке – Зрительное уравновешивание
уравновешенная конструкция цветом.
Симметрия , асимметрия и их комбинации.
Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого , соразмерность и соответствие между ними.
Симметрия : зеркальная , центральная , плоскостная и осевая – простейшие виды , которые при ХК применяют редко.
Г. Вейль (математик) : “ симметрия . является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок , красоту и совершенство
”.
Нельзя утверждать , что симметричная композиция заведомо лучше асимметричной.
Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее , но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность , которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии.
Динамичность и статичность формы
.
Динамичной называют форму активно односторонне направленную , как бы вторгающуюся в пространство.
Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости , устойчивости.
Здесь следует отметить , что динамичность и статичность формы оценивают по горизонтальной оси , что связано с особенностями восприятия , например :