Основы конструирования
6) необходимо исключать источники блёсткости , а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Это снимает у работающих так называемые послеобразы
, человек видит какой–то яркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов .
Основы композиции.
Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта.
Мы установили , что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом.
Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером
!
Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей.
Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида , особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля , профессионального художественного вкуса и т.д.
Принципы “нравится – не нравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы
.
В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить
:
- объёмно-пространственную структуру ;
- тектонику ;
- гармоничность формы ;
- цветовое решение
Далее , мы вначале
рассмотрим основы композиции.
Прежде отметим , – всё , что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е. применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-технического и бытового.
В отличие от понятия “декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения.
Итак , композиция
(лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязь важнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражается замысел
.
В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов.
В качестве элементов выделяют геометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта.
Композиция характеризуется –
- категориями ,
- свойствами и качествами ,
- средствами.
Перечислим :
I. Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структура объекта.
II. Свойства и качества :
A. гармоническая целостность формы ;
B. соподчинённость ;
C. композиционное равновесие ;
D. симметрия , асимметрия и их сочетание ;
E. динамичность и статичность формы ;
F. единство характера формы.
III. Средства композиции :
A. определяющий композиционный приём ;
B. пропорции и масштаб ;
C. контраст и нюанс ;
D. метр и ритм ;
E. тени и пластика.
Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико :
например , взяв только 6 основных свойств и качеств композиции , мы получим –
Поэтому знание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.
Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь.
Тектоника
есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме.
В тектонике выражается связь формы и содержания изделия.
Например , литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё , а не сварная или какая-либо иная конструкция.
Поэтому говорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущих элементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.