Основы конструирования
-закономерности развития технических объектов(минимальное знание и опыт в своей отрасли !?);
-методы активизации творческой деятельности.
Знание + Умение можно достичь реализацией принципа 3-С: самопознание«самосовершенствование«самообразование.
Второе - предмет нашего сегодняшнего разговора.
Почему важно владеть методами активизации…?
Цитата Д. И. Менделеева
Ответ - знание и умение пользоваться - это “фонарь”
-Активизация инженерного творчества.
Актуальность овладения методами технического творчества(активизации творческой деятельности)
При рыночной экономике степень развитости и благополучия
любой страны в основном зависит от min exporta
и max exporta
- готового продукта, изделия и технологии.
Продавать готовый продукт в другие развитые страны можно лишь при условии, что он выдержит конкуренцию
.
А это возможно только тогда, когда продукт изготовляется по изобретению с достаточно высоким творческим уровнем.
Творческий уровень изобретения.
-Все изобретения делятся на пионерные
(…самого высокого уровня ) и остальные
.
Изобретения разделяются на пять уровней
в зависимости от степени новизны
:
– 1-й уровень - мельчайшие изобретения, незначительно изменяющие объект-прототип.
Задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии, поэтому решение таких задач по силам каждому
специалисту;
– 2-й уровень - мелкие изобретения, полученные способами, известными в данной отрасли. При этом чаще всего меняется один элемент системы - частично
;
– 3-й уровень - средние изобретения, полученные способами, известными в пределах науки. Полностью меняется один из элементов системы;
– 4-й уровень - крупные изобретения. Синтезируется новая техническая система. Создаются средствами, далеко выходящими за пределы науки, в которой решается задача;
– 5-й уровень - самые крупные изобретения. Они образуют принципиально новую систему, при этом нередко создаётся новая отрасль техники или производства ( например самолёт , телефон , киносъёмка , лазер , шариковая ручка и т.п. - впервые изобретённые .)
Я думаю, всем известен афоризм Козьмы Пруткова : “ Специалист подобен флюсу – он односторонен “
Это часто трактуют так : специалист – человек, хорошо знающий своё дело , но отличающийся стереотипностью мышления…
Страшное слово – “ стереотип “ / кстати потребность в “ образцах “ – порождает стереотипность мышления /
Побороть стереотипность мышления, активизировать инженерное творчество – главная задача методик технического творчества.
В курсе “ Основы конструирования “ не ставится задача – научить Вас изобретать. Но, при наличии желания, способностей, опыта работы, знание методик технического творчества (теории изобретательства) помогает инженеру с максимальной отдачей использовать имеющиеся у него знания и опыт в поиске новых ТР, (и, может быть, стать изобретателем).
|
Суть этого метода можно сформулировать как “поиск иголки в стоге сена“. Схематично это можно изобразить так :