Основы конструирования
Разумеется , количество “проб“ намного больше , чем изображено на схеме. Требуются иногда тысячи (10-ки тысяч ) “ а если “, чтобы нащупать удачное техническое решение.
Другая особенность , что на схеме стрелки расположены гуще в направлении , противоположном “Решению
“, – это не случайно
Дело в том , что “пробы“ не так хаотичны , как кажется на первый взгляд.
Приступая к поискам , изобретатель опирается на свой предшествующий опыт. Эта первоначальная тенденциозность на схеме показана “В.И.” выходящим из точки “Задача” и направленным в противоположную сторону от “Решения”.
3 Изобретательство – древнейшее занятие человека. Собственно , с изобретений первых орудий труда и начался этот процесс. С тех пор сделаны миллионы изобретений. Но при усложнении задач, методы их решения почти не совершенствовались; изобретатели , как правило , шли к цели путём “проб и ошибок” ( да и , многие , – идут в наше время ).
1.1 Рассмотрев суть метода “проб и ошибок” , можно сказать , что творческий процесс носит неупорядоченный – “бестолковый” , характер.
Для упорядочения этого процесса пытались найти правила , которые легли в основу эвристики
– науки о решении творческих задач.
Слово “эвристика” впервые было использовано греческим математиком Паппом ( труды “математическое собрание” ) в III в. н.э.
В последствии многие учёные , в т.ч. Лейбниц , Декарт и др. , занимались изучением творческого мышления , формулировали эвристические правила – схемы процесса творчества , которые сводились к следующему:
— I – акт интуиции и желания . Происхождение замысла.
— II – акт знания и рассуждения . Выработка схемы или плана.
— III – акт умения . Конструктивная реализация идеи.
Тем не менее , за 17 веков своего существования эвристика не создала эффективных методов решения творческих ( в т.ч. технических ) задач.
Главная причина – постановка слишком общей цели : найти универсальные правила
позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности.
То есть “ … не совсем чётко очерченная область исследования , относимая то к логике , то к философии , то к психологии. Она часто описывалась в общих чертах , редко излагалась детально , и по-существу предана забвению
в настоящее время “ – американский математик Д.Пойта , 1944 г.
К сожалению ; объём курса не позволяет нам совершить исторический экскурс в развитие методов творчества.
Далее мы рассмотрим основные методы , которые существуют и Вы можете их использовать при решении технических задач.
2 Практические методы активизации творческой деятельности стали появляться в начале ХХ века в связи с интенсивным развитием промышленного производства и техники.
Один из первых методов – мозговой штурм ( Brainstorming ) – это попытка американца А. Осборна ( 1939 г.) усовершенствовать метод “проб и ошибок”.
За прототип этого метода можно принять “ техническое совещание “.
Логика этого метода следующая: однородная группа участников совещания делится на две группы . В первую группу включены люди , склонные к выдвижению идей – “ генераторы“ , разных специальностей , и не связанные иерархическими служебными отношениями.
Во вторую группу – специалисты с критическим складом ума – “критики” , способные отобрать и развить рациональные , конструктивные предложения.
Поиск идей в решении поставленной задачи проводится под руководством ведущего – “ лидера “ – наиболее эрудированного в проблеме специалиста , пресекающего беспредметную критику : “ Это слишком сложно “ , “ Так уже делается “ , “ Это невозможно реализовать технически “ и т.п.; и поощряющего развитие выдвигаемых идей.