Основы конструирования
Всё это создаёт условия для разрешения содержащихся в задаче противоречий на интуитивном уровне.
Таким образом главная задача штурмующей группы – “единым мозгом “ преодолевать преграды на пути решения поставленной задачи.
Этот метод не устранил беспорядочность поисков , органически присущую методу “ проб и ошибок “, а сделал поиски “ещё более беспорядочными”.
Проиллюстрируем это схемой :
В ещё большей беспорядочности и заключается прогресс : на схеме видно , что преодолевается направление “ В.И.“ и увеличивается “ степень ветвистости “ направлений поисков . То есть прогресс достигается за счёт сокращения малоперспективных попыток в направлении “ В.И.“.
Но этот прогресс обеспечивается количественным путём – задачу решают “ оравой “, что, с учётом подготовки к “ штурму “, требует несколько сотен человеко-дней . И если задача решена в течении одного рабочего дня – это эквивалентно затратам изобретателя-одиночки в течение 100 дней.
Поэтому технические задачи этим методом решаются редко.
Лучшие результаты получают при решении задач (менеджмента) организационных (реклама, управление, планирование).А также, т.н. , “обратных изобретательских задач” на новое применение оригинальной технической идеи , нового вещества или эффекта.
2.1 Следующий метод – синектика – усовершенствованный Брейнсторминг (предложен У. Гордоном в 1950 г.) .
Главное его отличие : не случайная , а постоянная группа специалистов , участвующих в “штурме” которые владеют применением аналогий.
Число аналогий постоянно , – их четыре :
– прямая аналогия (основной источник – биологические объекты)
– личная аналогия (эмпатия)
– символическая аналогия (ассоциации)
– фантастическая аналогия (идеализация).
Процесс “штурма” ведётся с целью выявления образного , в неявной форме сформулированного противоречия , содержащегося в поставленной задаче.
Примеры реализации этого метода , –
– застёжка текстильная “велкро” , “репейник” или “липучка”;
– искусственные аналоги мышц для устройств автоматики и робототехники на основе пневматического принципа действия и применения спиралеобразных коллагеновых волокон , скручивающихся при химическом воздействии.
3 Методы “контрольных вопросов” (А. Осборн , Т. Эйлоарт и др.) основаны на упорядовачивании перебора вариантов изменения свойств , функций или структуры объектов с помощью списка групп вопросов.
Список можно составить самому , или использовать готовые списки. И здесь возникает противоречие : список должен быть длинным , чтобы не пропустить нужную “подсказку” для решения , но он должен быть коротким , чтобы быстрее решить задачу.
Вопросы , например , такие , –
– какое новое применение объекта можно предложить ?
– можно ли приспособить, упростить, сократить объект ?
– что можно в объекте увеличить , уменьшить , заменить , преобразовать , инвертировать ?
– какие возможны новые комбинации элементов ?
Дополнительно , для расширения поиска , предлагается дать
— фантастические , биологические и др. аналогии
— применить другие материалы
— узнать мнение дилетантов
— не расставаться с проблемой
— изучить историю вопроса
определить идеальное решение
4 Метод морфологического анализа (Ф.Ц. Викки 1944 г.) – относится к табличным или матричным способам представления информации.