Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин)
2 малекулярно-механическая – изнашивание при схватывании которое происходит в следствии малек сил взаимодействии трущихся поверхностей с незначительной твёрдостью
3 Коррозионно-механический – при котором мех изнашивания сопровождается хим и электрохимическим взаимодействием материала со средой
4 Коррозионно-механическая при котором изнашивание пов-тей происходит под действием быстродвижущихся окружающих сред.
Меры уменьшения изнашивания: хорошая смазываемость, увел твёрдости поверхности, правильно выбор материала трущейся пары.
Пути экономии материала при проектирования.
1 выбор оптимальной схемы машины или узла
2 уточнение расчётов, снижение коэф запаса прочности
3 выбор оптимальных типов деталей и конструктивных исполнений
4Выбор оптимальных параметров деталей и агрегатов (расчётных скоростей, основных конструктивных соотношений и т.д.) т.к. размеры деталей определяется величенной передаваемого момента, а не мощностью.
Р=Т *ω τ =Т/Wр<=[τ]
5 выбор оптимальных материалов и термической обработки применение поверхностных упрочнений биметаллических изделий
6 применение метало сберегающих технологий изготовления деталей.
Выбор материала
Три критерия выбора материала
1 эксплутационный – материал должен удовлетворять условиям работы
2 технологический – материал должен удовлетворять возможности изготовлении детали при выбранном технологическом процессе
3 экономический материал должен быть выгодным с точки зрения стоимости детали
Общие сведения о сварных соединениях
Сварные соединения – неразъёмные соед основанные на использование сил молекулярно-механические сцепления и получаемые путём местного нагрева кромок деталей до расплавленного (сварка плавлением) или пластического состояния с последующим применением механической силы (контактная).
В соответствии со способом разогрева кромок соед деталей различают три сварки: газовая; эл-дуговая; лазерная , плазменная и т.д.
Достоинства:
1 достаточно высокая прочность особенно при статических нагрузках. 2 хорошая технологичность процесса сварки. 3 возможность автоматизации процесса сварки. 4 достаточно высокая герметичность соединения. 5 экономия материала
Недостатки:
1 остаточные напряжения. 2 коробление конструкций. 3 образование различных дефектов сварного шва (не провар, шлаковые включения, подрез) которые в значительной степени могут устранены автоматизацией процесса сварки.
Сварные соединения по взаимному расположению соединяемых элементов подразделяются : а) стыковые
б) нахлёсточные в) тавровые г) угловые.
Расчёт сварных швов на прочность.
Стыковые сварные швы рассчитывают по расчётному сечению соединяемых эл-тов деталей без учёта усиления швов, швы с усилением применять не рекомендуется.
При совместном действии на стыковой шов изгибающего момента и растягивающий (сжимающей) силы.
σ = M/Wc + F/A <=[σ΄]p
где Wc=S*l2 /6 –осевой момент расчётного шва
A=S*l – площадь шва
[σ΄]p - допускаемое напряжения сварного шва
Угловые швы рассчитывают на срез по расчётному сечению расположенного в плоскости биссектрисы прямого угла поперечного сечения шва.
При расчёте сварных конструкций допускаемое напряжение материала сварных швов при статических нагрузках принимают в зависимости от вида сварки, напряжённого состояния шва и от допускаемого напряжения на растяжение материала свариваемых деталей.
При переменных напряжениях в сварных швах допускаемые напряжения понижают умножением на γ.