Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин)
где R – коэф ассиметрии цикла
Кэф – эффективный коэф концентрации напряжения сварных швов
a и b коэф (табулированы от марки материала)
Тавровое сварное соединение выполненное с разделкой кромок деталей или с глубоким приплавлением кромок деталей рассчитывают как стыковой шов, а без разделки как угловой шов.
Общие сведения и расчёт на прочность паяных соединений
Паяные соединения это неразъёмные соед обеспеченные силами молекулярными воздействиями м/у соед деталями и припоем
Отличие : отсутствие высоко температурного нагрева и расплавляемых деталей, что устраняет коробление и позволяет соединять детали с тонкостенными элементами
Припой - сплав или материал вводимый в расплавленном состоянии в зазор м/у соединяемыми элементами деталей.
Припои должны быть легкоплавкими, хорошо смачивать соединяемые поверхности, обладать прочностью, пластичностью, непроницаемостью.
Типы паянных соединений: в нахлёстку, телескопический, встык, вскок, втавр, соприкасающийся.
Расчёт на прочность для стыковых
Условие прочности σ = F/A<=[σ΄]p
Где А – площадь A=S*B
[σ΄]p – допускаемое напряжение материала паяного шва
τ =F/A<= [τ΄]ср А=l*B
Общие сведения о клеевых соединений
Клеевые соединения – неразъёмные соединения деталей клеящим веществом за счёт сил поверхностного схватывания (отгезией) и внутренней межмолекулярной связей (кагезией) клеюшим слоем.
Достоинства:
1 возможность соединения деталей из разного материала
2 соединение очень тонких листов не подвергающиеся сварки и пайки
3 герметичность
4 высококоррозионная стойкость
5 пониженная концентрация напряжений
6 небольшая масса
Недостатки:
1 сравнительно невысокая прочность особенно при неравномерном отрыве, что накладывают требования на конструкцию
2 ограниченная теплостойкость
3 снижение прочности с течением времени (старение)
4 высокие требования технологии производства соединения
Виды: нахлёсточные, стыковые по косому срезу, с накладками
Общие сведения о соединениях деталей с натягом.
Соединение с натягом это условное неразъёмное соединения которые широко используется в конструкции машин, для передач вращающего момента от вала к ступицы детали или наоборот .
Достоинства: 1 простота конструкций 2 хорошее центрирование соед деталей 3 восприятие значительных статических и динамических нагрузок.
Недостатки: 1 монтаж и демонтаж соединении требует дополнительных соединений 2 как правило уменьшение натяга соед деталей и повреждение их сопрягаемых поверхностей при разборки и последующей сборки 3 требование повышенной точности изготовления детали при одновременной пониженной шероховатости сопрягаемых поверхностей.
Определение величины натяга и выбор посадки соединения детали с натягом
Необходимая величина натяга обеспечивается удельнчм давлением в сопряжении и как следствие силами трения
Где S - коэф запаса сцепления
Fтр=fN=fπdDl
N – сила нормального давления f – коэф трения
Тогда требуемое удельное давление на поверхности сопряжения для обеспечения работоспособности (отсутствие относительного смещения сопрягаемых деталей)
удельное давление на посадочных поверхностях деталей соединения связано с номинальным расчётным натягом Nр и диаметром сопряжённых поверхностей d зависимостью Ляли
где Е1, Е2; М1, М2 – соответственно модули нормальной упругости и коэф Пуассона материалов охватывающий и охватываемой детали